ТИП УРОКА: Коррекции, усвоения и закрепления новых знаний.
ЦЕЛИ:
учебные:
выработка умения различать части речи по вопросам и значению;
актуализация мыслительной и творческой деятельности;
работа над пониманием смысла нового правила и его практического применения
коррекционные:
формирование навыков соотносительного анализа;
закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму
воспитательные:
развитие коммуникативных навыков;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник русского языка для 5 классов под ред. Воронковой В.В. 'изд' "Просвещение", М', 1993, с. 106; опорные схемы, таблица Шульте, опорные сигналы-карточки, картина с зимним пейзажем, мяч.
ХОД УРОКА:
1). ОРГМОМЕНТ
Приветствие, настрой детей на успех.
2). РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
- Добрый день! - тебе сказали'
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
У. Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок' Садитесь поудобнее -Начнем скорей урок!
Д. Орфографически прочитывают число и день недели и записывают его в тетради, выделяя орфограмму.
3). АКТУАИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
У. При помощи чего люди общаются друг с другом?
Д. При помощи языка, речи'
У. Какая бывает речь?
Д. Устная и письменная.
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Из слов.
У. Одинаковое ли значение имеют слова?
Д. Нет. Одни слова обозначают предмету другие -действие предмета, а третьи - признак предмета.
У. Молодцы!
Мы начнем сейчас урок с этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили - скажите?
На доске карточка со словами:
(коррекционное упраж нение по формированию умственных и практических действий и
способностей анализировать и обобщать)
- зима, солнце, сердце, любовь, лес
- поет, улыбается, жалеет, аукает, баюкает
- мелкий, мохнатый, пестрый
- Д.
В первой строке записаны слова, отвечающие на вопрос ЧТО? и обозначающие предмет.
Во второй - слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначающие действие предмета.
В третьей - слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? и обозначающие признак предмета.
У. Молодцы! А кто из вас самый внимательный, тот прочтет спрятанную поэтическую строчку из стихотворения С. Есенина о зиме.
Д. Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает.
4. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
У. Молодцы! Итак, ребята, вы знаете, что у каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие - действие предмета, третьи - признаки предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется:
(коррекционное упражнение по активизации мыслительной и творческой деятельности )
А как эта группа называется, вы узнаете, разгадав ребус.