Конспекты уроков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Конспекты уроков

Конспекты уроков по русскому языку и литературе
 
ФорумГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Образование причастий настоящего времени

Перейти вниз 
АвторСообщение
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

Образование причастий настоящего времени Empty
СообщениеТема: Образование причастий настоящего времени   Образование причастий настоящего времени Icon_minitimeПт Янв 23, 2009 11:10 pm

Тема: «Образование причастий настоящего времени»
Цели: Знать и уметь отличать действительные и страдательные причастия
Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени.
Задачи: Знать определение причастия
Находить причастный оборот в предложение и уметь объяснить правило выбора знаков препинания в нём.


Ход урока.

1.
Перед вами на доске слово «Трепещущий» (взято из словаря учебника 6 класса по программе Разумовской).
К какой части речи оно относится? (причастие)
А что такое причастие? Дайте мне определение причастия. (Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность и др.) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам)).
На прошлом уроке вы изучили тему «Причастный оборот», мне хотелось бы узнать, в каких случаях причастный оборот обособляется запятыми, а в каких нет? ( 1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. 2. Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая не ставится. )
Откройте тетради, запишите число, классная работа. А ниже придумайте и запишите свои 2 примера предложения с причастным оборотом, используя причастие «Трепещущий». В одном случае причастный оборот должен обособляться запятыми, в другом – нет. Сделайте графический комментарий к каждому предложению.
Прочитайте получившиеся предложения и объясните выбор знака препинания (спросить 2х учеников)

2.
Откройте учебник на странице 178 и прочитайте на какие 2 группы делятся причастия, как можно отличить действительно причастие от страдательного? (Объяснять своими словами)
(Действительные причастия – обозначают признак того предмета, который действует сам, а страдательные – признак того предмета, который испытывает на себе действие.)
Например (записывается на доске и тетради)
Умывающийся кот (-тот, который умывается) – действит.
Сидевший на ветке воробей ( - тот, который сидел на ветке) – действит.
Читаемая мной книга ( - её читают) – страдат.

По аналогии выполним устно упражнение 411 на странице 178. Ваша задача – прочитать пример, найти в нем причастие и объяснить, почему оно относится к действительному или страдательному залогу.
Ученик, выполняющий упражнение. – Упражнение, выполняемое учеником.
Ветер, колеблющий ветви деревьев. – Ветви деревьев, колеблемые ветром.
Агроном, исследующий почву. – Почва, исследуемая агрономом.
Учитель, любимый учениками. – Ученики, любящие ученика.




Вернемся к первому предложению:
Ученик, выполняющий упражнение.
Выполняющий – это действительное причастие.
Начальная форма – Выполнять.
Учитель записывает на доске:
Выполнять (1спр) – выполняющий
(Колебать (1спр) – колеблющий
Исследовать (1спр) – исследующий
Любить (2спр)- любящие)

Упражнение, выполняемое учеником.
Выполняемое – страдательное причастие
Начальная форма – Выполнять.
Выполнять (1спр)- выполняем – выполняемое
(Колебать (1 спр) –колеблем - колеблемые
Исследовать (1 спр) – исследуем - исследуемая
Любить (2 спр) – любим - любимый)

Посмотрите внимательно и сделайте вывод, как образуются действительные причастия настоящего времени (С помощью суффиксов –ущ-, -ющ- - 1спр, -ащ-,-ящ- - 2 спр)
А как образуются страдательные причастия настоящего времени? (1 спр – ом-, -ем-, 2 спр - -им-)
Откроем страницу 179 и проверим себя.

3.
Тема нашего сегодняшнего урока «Образование причастий настоящего времени» (записывается на доске и в тетради)
Теперь давайте сделаем в тетради небольшую таблицу, состоящую из двух граф. Как вы думаете, как они будут называться? (страдат. – действит.)
Я вам буду называть глагол в инфинитиве, а вы должны образовать то него действительное и страдательное причастие и записать в тетрадь. Первое делаем вместе (последующие один ученик у доски, другие – в тетради)
Лечить – лечащий (действ), лечимый (страд)
Читать – читающий (действит.), читаемый (страдат.)
Слышать – слышащий (действит), слышимый (страдат)
Слушать – слушающий (действ), слушаемый (страдат)
Нести – несущий (действ), несомый (страдат)

4.
И так, подведем итоги нашего урока:
1) Как отличить страдательное причастие от действительного?
2) Как образуются действит. Причастия настоящего времени? Как образуются страдат. Причатсия настоящего времени?

5.
Домашнее задание: упр. 423 на стр. 183
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
 
Образование причастий настоящего времени
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Морфологический разбор причастий

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Конспекты уроков :: Конспекты уроков русского языка :: 7 класс-
Перейти: