Конспекты уроков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Конспекты уроков

Конспекты уроков по русскому языку и литературе
 
ФорумГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Морфологические и синтаксические признаки числительных

Перейти вниз 
АвторСообщение
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

Морфологические и синтаксические  признаки числительных Empty
СообщениеТема: Морфологические и синтаксические признаки числительных   Морфологические и синтаксические  признаки числительных Icon_minitimeВт Янв 27, 2009 1:38 pm

Автор: Яна Головкина
Урок по русскому языку в 6 классе
Тема: "Морфологические и синтаксические признаки числительных".
Цель: уметь определять морфологические и синтаксические признаки числительных.
Задачи:
 знать морфологические и синтаксические признаки числительных;
 уметь определять синтаксическую роль числительных в предложении.
I Орг. момент
- Здравствуйте. Сегодня урок проведу я. Меня зовут ... Садитесь.
II Повторение изученного материала
- С какой частью речи вы познакомились на прошлом занятии? (числительное)
- Что обозначает числительное? (число, количество предметов, порядок их при счёте)
- На какие вопросы отвечает числительное? (сколько? который?)
- На какие два разряда делятся числительные? (количественные, порядковые)

-На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать эту часть речи. А что будет новым в уроке, я скажу позже. Начнём с небольшого повторения. В русском языке много слов, корнем которых является имя числительное. Начнём повторение с упражнения "Третий лишний".(на доске)
Двойка двенадцать двойник
тридцать третий тройка
пять пятница пятый

- Записываем число, классная работа. Записываем в тетрадь слова с доски. В каждой строчке есть лишнее слово, какое?

- Запишем в тетрадь текст, с помощью которого мы с вами повторим ранее изученный материал и узнаем о морфологических и синтаксических признаках имён числительных. (я чит. текст, уч-ся запис. в тет.)
Задание 1
Байкал

Байкал - уникальное озеро. Максимальная глубина его - тысяча шестьсот метров. Это самый глубокий континентальный водоём. В нём встречается шестьсот видов растений и тысяча двести животных. Возраст озера - двадцать пять миллионов лет. Исследования озера начались в восемнадцатом веке и активно продолжаются сейчас.


- Как вы понимаете "уникальное"? (единственное в своём роде, очень редко встречающееся).
- Что такое континентальный водоём? (водоем, расположенный на материке, одной из основных крупных частей суши).

- Находим имена числительные, которые встречались в этом тексте. Почему их трудно было найти? (т. к. числительные записаны словами).

IIIСообщение темы и цели урока

- Тема урока: "Морфологические и синтаксические признаки числительных". Цель урока: уметь определять морфологические и синтаксические признаки числительных.

IV Объяснение нового материала

- Прочитайте только количественные числительные (тысяча шестьсот, шестьсот, двадцать пять, тысяча двести)
- Попробуем определить морфологические признаки количественных числительных. Когда мы говорим о морфологических признаках, мы прежде всего говорим, как они изменяются.
- Вспомните, как изменяются имена существительные? (число, падеж)
- Давайте сравним
(на доске)

около шестисот видов - Р. п.
шестьсот видов - И. п.



- Запишите в тетрадь. Давайте поставим это числительное в именительный падеж.
- Как же можно изменить количественные числительные? (по падежам)
- По-другому количественные числительные изменяться не могут.
(вывеш. наглядность)


Количественные числительные
только по падежам


- Определим синтаксические признаки. Определить синтаксическую роль числительных бывает очень трудно. Обычно сочетание количественных числ. с существительным является одним членом предложения. Обратимся ко второму предложению.
- Найдите подлежащее (глубина)
- Сказуемое?(тысяча шестьсот видов)

- Подлежащее в следующем предложении? (шестьсот видов растений и тысяча двести видов животных)

- Итак, мы выяснили, каким членом предложения является числительное (подлежащим и сказуемым).

- Ребята, но количественное числительное может выполнять и любую другую синт. роль.
(наглядность доб.)
любой член предложения


Найдите в этом тексте порядковые числительные (восемнадцатом)
- На какую часть речи оно похоже? (на прилагательное)
- Давайте подумаем, может ли порядковое числительное изменяться, как прилагательное?

(на доске, уч-ся в тет.)
Восемнадцатого века


-Давайте определим род этого числительного (мужской род)
- Число?(единственное)
- Падеж?(Именительный падеж)

- Давайте заменим (устно) на родительный падеж. Нет чего? (восемнадцатого века). Интерес к чему? (к восемнадцатому веку - Дательный падеж).

- Итак, мы доказали, что порядковые числительные могут изменяться по падежам.
Попробуем проверить, изменяются ли они по родам. Запишем слово "век" с существительным женского рода. Запишем "восемнадцатая глава"


Восемнадцатая глава

- Как мы изменили числительное? (по родам)
- Давайте устно придумаем словосочетание с существительным среднего рода (окно)

- Как изменилось числительное?(по родам)

- А теперь давайте запишем следующее словосочетание "восемнадцатые главы". Так можно сказать, если мы открываем восемнадцатую главу не в одной, а в нескольких книгах.

Восемнадцатая глава
восемнадцатые главы

- Что можно сказать об изменениях порядковых числительных? (измен. по числам, родам, падежам).
(нагл)
Порядковые числительные
по числам, родам, падежам



- Чтобы определить синтаксическую роль обратимся к тексту. Исследования Байкала начались когда? (в восемнадцатом веке). Какой это член предложения? (обстоятельство).

-Теперь для уточнения синтакс. роли проанализируем предложение "Книга лежала на третьей полке".
- Какую синтакс. роль играет числ. "третьей"? (определение)

- Итог: ребята, как правило, порядковые числ. бывают определениями и обстоятельствами.


определение
обстоятельство



- Обобщим изученный материал (по нагл.). Что мы узнали о морф. и синт признаках колич. и порядк. числ.?
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

Морфологические и синтаксические  признаки числительных Empty
СообщениеТема: Re: Морфологические и синтаксические признаки числительных   Морфологические и синтаксические  признаки числительных Icon_minitimeВт Янв 27, 2009 1:38 pm

VПервичное закрепление

Ребята, кто из вас слышал о "Вредных советах" Григория Остера? У него также есть и "Вредные задачи". Прочитаем и устно решим первую задачу.

Задание 2
Задачи

1. Возвращаясь домой из кино, Вовочка толкнул десять девочек и поставил подножки двадцати шести девочкам. Первая половина, обиженных Вовочкой, заревела, а вторая половина погналась за ним и надавала ему по шее. Сколько девочек надавали Вовочке по шее?

-Сколько девочек надавали Вовочке по шее?
(10+26=36 -всего девочек
36:2=18 - это половина)
(Восемнадцать девочек)


- Какие числительные встречаются в этой задаче? (колич., порядк.)
- Прочитайте словосочетания с количественными числ.
1) определите падеж этих числительных
2) какую синтаксическую роль выполняют эти числительные вместе с существительными? (толкнул девочек - В. п., дополнение)
поставил подножки двадцати шести девочкам - Д. п., дополнение

- Найдите порядковые числительные (первая, вторая)
- Какова синт. роль? (определение)


Ребята, вы, наверное знаете, как много поговорок связано с цифрой семь . (рассказ)

- Давайте обратимся к дидакт. мат. заданию 3.

Задание 3

Семь бед - один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семеро с ложкой - один с сошкой.
Семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.


- Читаем и объясняем смысл пословиц. Как вы их понимаете?
- Нацдите колич. /пор. числительные. (Количественные: семь, один, семеро, семи; Порядковые: седьмая.

- Ребята, что такое соха? (пахотное орудие, инструмент для обработки земли).


VI Объяснение д/з
- Открываем дневники и записываем домашнее задание - решить задачу 2 из дидакт. материала. Перепишите её.

2. Пётр Петрович двенадцатого июня купил в магазине лыжи и стал ждать, когда выпадет снег. Снег выпал только в январе, двадцать пятого числа. Сколько часов ждал снега Пётр Петрович?

- Ребята, я хочу вам подсказать решение задачи. Давайте кратко запишем :

Купил
12 июня
Снег выпал
25 января

- Сначала нужно узнать сколько дней осталось ждать Петру Петровичу до 25 января, затем умножить это количество дней на количество часов в сутках (сколько в сутках часов? - 24). Полученное числительное записать буквами.



VIIПодведение итогов

- Ребята, что мы сегодня узнали о морф. и синт. признаках числительных? ( кол, пор).

VIIIОрг. момент

- Спасибо за работу. До свидания.



(к этому уроку)
Дидактические материалы:

Задание 1
Байкал

Байкал - уникальное озеро. Максимальная глубина его - тысяча шестьсот метров. Это самый глубокий континентальный водоём. В нём встречается шестьсот видов растений и тысяча двести животных. Возраст озера - двадцать пять миллионов лет. Исследования озера начались в восемнадцатом веке и активно продолжаются сейчас.




Задание 2
Задачи

1. Возвращаясь домой из кино, Вовочка толкнул десять девочек и поставил подножки двадцати шести девочкам. Первая половина, обиженных Вовочкой, заревела, а вторая половина погналась за ним и надавала ему по шее. Сколько девочек надавали Вовочке по шее?



2. Пётр Петрович двенадцатого июня купил в магазине лыжи и стал ждать, когда выпадет снег. Снег выпал только в январе, двадцать пятого числа. Сколько часов ждал снега Пётр Петрович?




Задание 3

Семь бед - один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семеро с ложкой - один с сошкой.
Семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

Морфологические и синтаксические  признаки числительных Empty
СообщениеТема: Re: Морфологические и синтаксические признаки числительных   Морфологические и синтаксические  признаки числительных Icon_minitimeВт Янв 27, 2009 1:40 pm

________________________________________________________________________
I
- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня урок проведу я. Меня зовут ...
II
- На предыдущем уроке вы познакомились со склонением количественных числительных. Тема, которой вы начали заниматься, является одной из самых трудных, поэтому и на сегодняшнем уроке мы будем отрабатывать склонение количественных числительных.
Цель урока: уметь правильно употреблять количественные числительные в косвенных падежах.
III
-Начнём урок с небольшого повторения.
(на доске)
8 -
16 -
70 -
857 -


- Запишем число, классная работа. Ваша задача записать эти числа словами и объяснить их правописание (вызвать 1 уч-ся к доске, он записывает числительные словами).

- Какие из этих числительных являются простыми? (восемь)
- Какие являются сложными?(шестнадцать, семьдесят)
-Какие являются составными?(восемьсот пятьдесят семь)


- Сейчас запишем эти числительные в косвенных падежах. Для того чтобы избежать ошибок, будем работать, опираясь на материал, который я для вас подготовила. Давайте рассмотрим опорную запись, задание ?1 в дидактическом материале.

Назовите, какие числительные склоняются так же, как числительное пять? (числит. от 5 до 20, 30)
- Какие числит. склоняются так же, как числ. пятьдесят? ( числ. от пятидесяти до восьмидесяти)
- Какие числит. склон. как числ. пятьсот? (числ. от пятисот до девятисот)
- В чём особенность числ. от 50 до 80 и от 500 до 900? (склоняются обе части)
- Какие числ. склоняются как числ. двести? (от двухсот до четырёхсот)
- В чём особенность числительных 40, 90, 100? (окончание О, только в И. п. и В. п.)
- Давайте поставим числительные, которые мы записали в косвенные падежи.
Поставим восемь в Т. п.? (восьмью). Запишем в тетрадь (и т. д.).
(на доске)
(8 - восемь) - восьмью
(16 - шестнадцать) - шестнадцати
(70 - семьдесят) - семидесяти
(857 - восемьсот пятьдесят семь) -восьмьюстами пятьюдесятью семью
IV
1.
- Обратимся к упражнению ? 410 (Бабайцева - практика, 2007 год). Мы устно работаем с первыми тремя предложениями (уч-ся читают).

1) В ста граммах семян бобов содержится до сорока пяти граммов растительного масла.
2) Бобы имеют стебель высотой до ста семидесяти сантиметров. На каждом стебле около двадцати - семидесяти плодов бобов, дающих около сорока - ста девяноста граммов семян с одного растения. Поэтому с гектара получают до пятидесяти центнеров семян бобов и до трёхсот восьмидесяти центнеров зелёной массы.
3) На юге разводят помидоры, каждый плод которых достигаетшестисот и даже восьмисот граммов.

- Записываем второе предложение в тетрадь (после того, как запишут, ещё раз читают это предложение).

2.
- Выполним ?2 в дидактическом материале. Читаем предложения, чётко проговаривая числительные (уч-ся читают).

1) Учитель пришёл в ужас от пятидесяти девяти ошибок, допущенных в диктанте.
2) Наша кошка - мать семидесяти восьми котят.
3) Старый ворон командовал стаей из семидесяти шести птиц.
4) Около семидесяти килограммов конфет раздали восьмидесяти трём малышам, после чего у восьмидесяти двух из них разболелись животы.

- Ребята, какие предложения вызвали у вас улыбку? (2, 3)
- Какие вызвали чувство огорчения?(1).

- Запишем предложения в тетрадь (после записи - ещё раз читают).

3.
- Сейчас работа устная. Найдите в дидактическом материале задание ?3. Мы будем знакомиться со старинными мерами веса, длины и денег. Иногда мы можем встретиться с такими словами в художественных произведениях.
Ваша задача - прочитать предложения, правильно и чётко произнося числительное (уч-ся читают).

Алтын - старинная монета, равная трём копейкам.
Грош - старинная монета, равная двум копейкам.
Пуд - мера веса, равная шестнадцати килограммам.
Фунт - мера веса, равная четырёмстам граммам.
Верста - мера длины, равная одному километру шестидесяти метрам.
Сажень - мера длины, равная двум метрам тринадцати сантиметрам. Сажень также бывает: простая равная ста пятидесяти двум сантиметрам и маховая равная ста восьмидесяти семи сантиметрам.
Аршин - мера длины, равная девятнадцати сантиметрам.
Локоть - мера длины, равная от тридцати восьми до сорока шести сантиметров.
Вершок - мера длины, равная четырём сантиметрам.

(Ели время - пядь? расстояние между большим и указательным пальцем руки. ?Ни пяди земли не отдадим?. - Почему ?локоть? может равняться от 36 до 48 см?, т. к. ?локоть? - длина локтевой кости, а она у всех разная). Меру использовали, когда измеряли ткань).


V
- В течение всего урока мы много тренировались в склонении числительных, нам помогала опорная запись. Урок мы закончим самостоятельной работой. Каждый получит индивидуальную карточку. Вам нужно записать ответ в указ. падеже
Например, от 19 вычесть 7, равняется 12 . Чему? =>(Д. п.), это будет двенадцати.
За работу вы получите оценку.
(пример карточки - на доске)
Карточка ? 1
1. От 25 вычесть 12, равняется 13 (Д.п.)

2. К 716 прибавить 24, равняется 740 (Д.п.)


VI
- Открываем дневники и записываем домашнее задание - упражнение ? 410, с 4 упражнения до конца.

VII
- Склонение колич. числ - очень сложный процесс. На прошлом занятии и сегодня мы делали первые шаги. Как итог проведём блиц-опрос. Я называю числительное падеж, а вы называете числительное в указанном косвенном падеже.
- 16 в Д. п? (шестнадцати)
-60 в Р. п? (шестидесяти)
- 32 в П. п? (тридцати двух)
-18 Т. п? (восемнадцатью)

VIII
- Спасибо за работу. До свидания.

Дидактические материалы:


Задание ?1

пять пятьдесят пятьсот девяносто
(5 - 20, 30) (50 - 80) (500 - 900) (40, 90)
Р. п. Ç и Р. п. Ç и Ç и Р. п. Ç и Ç И. п. = В. п. -девяносто
Д. п. Ç и Д. п.Ç и Ç и Д. п. Ç и Ç ам Р.п.=Д.п.=Т.п.=П.п=девяноста
Т. п. Ç ью Т. п.Ç ью Ç ью Т. п.Ç ью Ç ами
П. п. Ç и П. п. Ç и Ç и П. п. Ç и Ç ах


сто двести
(100) (200 - 400)
И. п. = В. п. - сто Р. п. двухсот
Р. п.= Д. п.= Т. п = П. п = ста Д. п. двумстам
Т. п. двумястами
П. п. двухстах



Задание ?2

1. Учитель пришёл в ужас от 59 ошибок, допущенных в диктанте.
2. Наша кошка - мать 78 котят.
3. Старый ворон командовал стаей из 76 птиц.
4. Около 70 килограммов конфет раздали 83 малышам, после чего у 82 из них разболелись животы.


Задание ?3
Старинные меры веса, длины, денег.

Алтын - старинная монета, равная 3 копейкам.
Грош - старинная монета, равная 2 копейкам.
Пуд - мера веса, равная 16 килограммам.
Фунт - мера веса, равная 400 граммам.
Верста - мера длины, равная 1 километру 60 метрам.
Сажень - мера длины, равная 2 метрам 13 сантиметрам. Сажень также бывает: простая равная 152 сантиметрам и маховая равная 187 сантиметрам.
Аршин - мера длины, равная 71 сантиметру.
Пядь - мера длины, равная 19 сантиметрам.
Локоть - мера длины, равная от 38 до 46 сантиметров.
Вершок - мера длины, равная 4 сантиметрам.




Карточки: (ещё раз напомнить, что ответ - в Д.п.!!! Равняется чему?)

карточка ?1
19 - 7 =
716 +24 =
карточка ?2
956 - 26 =
618 + 13 =
карточка ?3
11 + 58 =
713 - 59 =
карточка ?4
144 - 12 =
190 + 413 =
карточка ?5
335 + 144 =
560 - 346 =
карточка ?6
956 - 130 =
14 + 29 =
карточка ?7
618 + 13 =
34 - 12 =
карточка ?8
713 + 46 =
147 - 53=
карточка ?9
190 + 360=
250 - 56 =
карточка ?10
190 -40 =
97 + 43 =
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
 
Морфологические и синтаксические признаки числительных
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Конспекты уроков :: Конспекты уроков русского языка :: 6 класс-
Перейти: