Конспекты уроков Конспекты уроков по русскому языку и литературе |
| | Морфологические и синтаксические признаки числительных | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Кисёнок Admin
Сообщения : 32 Дата регистрации : 2009-01-23
| Тема: Морфологические и синтаксические признаки числительных Вт Янв 27, 2009 1:38 pm | |
| Автор: Яна Головкина Урок по русскому языку в 6 классе Тема: "Морфологические и синтаксические признаки числительных". Цель: уметь определять морфологические и синтаксические признаки числительных. Задачи: знать морфологические и синтаксические признаки числительных; уметь определять синтаксическую роль числительных в предложении. I Орг. момент - Здравствуйте. Сегодня урок проведу я. Меня зовут ... Садитесь. II Повторение изученного материала - С какой частью речи вы познакомились на прошлом занятии? (числительное) - Что обозначает числительное? (число, количество предметов, порядок их при счёте) - На какие вопросы отвечает числительное? (сколько? который?) - На какие два разряда делятся числительные? (количественные, порядковые) -На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать эту часть речи. А что будет новым в уроке, я скажу позже. Начнём с небольшого повторения. В русском языке много слов, корнем которых является имя числительное. Начнём повторение с упражнения "Третий лишний".(на доске) Двойка двенадцать двойник тридцать третий тройка пять пятница пятый - Записываем число, классная работа. Записываем в тетрадь слова с доски. В каждой строчке есть лишнее слово, какое? - Запишем в тетрадь текст, с помощью которого мы с вами повторим ранее изученный материал и узнаем о морфологических и синтаксических признаках имён числительных. (я чит. текст, уч-ся запис. в тет.) Задание 1 Байкал Байкал - уникальное озеро. Максимальная глубина его - тысяча шестьсот метров. Это самый глубокий континентальный водоём. В нём встречается шестьсот видов растений и тысяча двести животных. Возраст озера - двадцать пять миллионов лет. Исследования озера начались в восемнадцатом веке и активно продолжаются сейчас. - Как вы понимаете "уникальное"? (единственное в своём роде, очень редко встречающееся). - Что такое континентальный водоём? (водоем, расположенный на материке, одной из основных крупных частей суши). - Находим имена числительные, которые встречались в этом тексте. Почему их трудно было найти? (т. к. числительные записаны словами). IIIСообщение темы и цели урока - Тема урока: "Морфологические и синтаксические признаки числительных". Цель урока: уметь определять морфологические и синтаксические признаки числительных. IV Объяснение нового материала - Прочитайте только количественные числительные (тысяча шестьсот, шестьсот, двадцать пять, тысяча двести) - Попробуем определить морфологические признаки количественных числительных. Когда мы говорим о морфологических признаках, мы прежде всего говорим, как они изменяются. - Вспомните, как изменяются имена существительные? (число, падеж) - Давайте сравним (на доске) около шестисот видов - Р. п. шестьсот видов - И. п.
- Запишите в тетрадь. Давайте поставим это числительное в именительный падеж. - Как же можно изменить количественные числительные? (по падежам) - По-другому количественные числительные изменяться не могут. (вывеш. наглядность) Количественные числительные только по падежам - Определим синтаксические признаки. Определить синтаксическую роль числительных бывает очень трудно. Обычно сочетание количественных числ. с существительным является одним членом предложения. Обратимся ко второму предложению. - Найдите подлежащее (глубина) - Сказуемое?(тысяча шестьсот видов) - Подлежащее в следующем предложении? (шестьсот видов растений и тысяча двести видов животных) - Итак, мы выяснили, каким членом предложения является числительное (подлежащим и сказуемым). - Ребята, но количественное числительное может выполнять и любую другую синт. роль. (наглядность доб.) любой член предложения Найдите в этом тексте порядковые числительные (восемнадцатом) - На какую часть речи оно похоже? (на прилагательное) - Давайте подумаем, может ли порядковое числительное изменяться, как прилагательное? (на доске, уч-ся в тет.) Восемнадцатого века -Давайте определим род этого числительного (мужской род) - Число?(единственное) - Падеж?(Именительный падеж) - Давайте заменим (устно) на родительный падеж. Нет чего? (восемнадцатого века). Интерес к чему? (к восемнадцатому веку - Дательный падеж). - Итак, мы доказали, что порядковые числительные могут изменяться по падежам. Попробуем проверить, изменяются ли они по родам. Запишем слово "век" с существительным женского рода. Запишем "восемнадцатая глава" Восемнадцатая глава - Как мы изменили числительное? (по родам) - Давайте устно придумаем словосочетание с существительным среднего рода (окно) - Как изменилось числительное?(по родам) - А теперь давайте запишем следующее словосочетание "восемнадцатые главы". Так можно сказать, если мы открываем восемнадцатую главу не в одной, а в нескольких книгах. Восемнадцатая глава восемнадцатые главы - Что можно сказать об изменениях порядковых числительных? (измен. по числам, родам, падежам). (нагл) Порядковые числительные по числам, родам, падежам - Чтобы определить синтаксическую роль обратимся к тексту. Исследования Байкала начались когда? (в восемнадцатом веке). Какой это член предложения? (обстоятельство). -Теперь для уточнения синтакс. роли проанализируем предложение "Книга лежала на третьей полке". - Какую синтакс. роль играет числ. "третьей"? (определение) - Итог: ребята, как правило, порядковые числ. бывают определениями и обстоятельствами. определение обстоятельство - Обобщим изученный материал (по нагл.). Что мы узнали о морф. и синт признаках колич. и порядк. числ.? | |
| | | Кисёнок Admin
Сообщения : 32 Дата регистрации : 2009-01-23
| Тема: Re: Морфологические и синтаксические признаки числительных Вт Янв 27, 2009 1:38 pm | |
| VПервичное закрепление Ребята, кто из вас слышал о "Вредных советах" Григория Остера? У него также есть и "Вредные задачи". Прочитаем и устно решим первую задачу. Задание 2 Задачи 1. Возвращаясь домой из кино, Вовочка толкнул десять девочек и поставил подножки двадцати шести девочкам. Первая половина, обиженных Вовочкой, заревела, а вторая половина погналась за ним и надавала ему по шее. Сколько девочек надавали Вовочке по шее? -Сколько девочек надавали Вовочке по шее? (10+26=36 -всего девочек 36:2=18 - это половина) (Восемнадцать девочек) - Какие числительные встречаются в этой задаче? (колич., порядк.) - Прочитайте словосочетания с количественными числ. 1) определите падеж этих числительных 2) какую синтаксическую роль выполняют эти числительные вместе с существительными? (толкнул девочек - В. п., дополнение) поставил подножки двадцати шести девочкам - Д. п., дополнение - Найдите порядковые числительные (первая, вторая) - Какова синт. роль? (определение) Ребята, вы, наверное знаете, как много поговорок связано с цифрой семь . (рассказ) - Давайте обратимся к дидакт. мат. заданию 3. Задание 3 Семь бед - один ответ. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семеро с ложкой - один с сошкой. Семь пятниц на неделе. Седьмая вода на киселе. - Читаем и объясняем смысл пословиц. Как вы их понимаете? - Нацдите колич. /пор. числительные. (Количественные: семь, один, семеро, семи; Порядковые: седьмая. - Ребята, что такое соха? (пахотное орудие, инструмент для обработки земли). VI Объяснение д/з - Открываем дневники и записываем домашнее задание - решить задачу 2 из дидакт. материала. Перепишите её. 2. Пётр Петрович двенадцатого июня купил в магазине лыжи и стал ждать, когда выпадет снег. Снег выпал только в январе, двадцать пятого числа. Сколько часов ждал снега Пётр Петрович? - Ребята, я хочу вам подсказать решение задачи. Давайте кратко запишем : Купил 12 июня Снег выпал 25 января - Сначала нужно узнать сколько дней осталось ждать Петру Петровичу до 25 января, затем умножить это количество дней на количество часов в сутках (сколько в сутках часов? - 24). Полученное числительное записать буквами. VIIПодведение итогов - Ребята, что мы сегодня узнали о морф. и синт. признаках числительных? ( кол, пор). VIIIОрг. момент - Спасибо за работу. До свидания. (к этому уроку) Дидактические материалы: Задание 1 Байкал Байкал - уникальное озеро. Максимальная глубина его - тысяча шестьсот метров. Это самый глубокий континентальный водоём. В нём встречается шестьсот видов растений и тысяча двести животных. Возраст озера - двадцать пять миллионов лет. Исследования озера начались в восемнадцатом веке и активно продолжаются сейчас. Задание 2 Задачи 1. Возвращаясь домой из кино, Вовочка толкнул десять девочек и поставил подножки двадцати шести девочкам. Первая половина, обиженных Вовочкой, заревела, а вторая половина погналась за ним и надавала ему по шее. Сколько девочек надавали Вовочке по шее? 2. Пётр Петрович двенадцатого июня купил в магазине лыжи и стал ждать, когда выпадет снег. Снег выпал только в январе, двадцать пятого числа. Сколько часов ждал снега Пётр Петрович? Задание 3 Семь бед - один ответ. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семеро с ложкой - один с сошкой. Семь пятниц на неделе. Седьмая вода на киселе. | |
| | | Кисёнок Admin
Сообщения : 32 Дата регистрации : 2009-01-23
| Тема: Re: Морфологические и синтаксические признаки числительных Вт Янв 27, 2009 1:40 pm | |
| ________________________________________________________________________ I - Здравствуйте. Садитесь. Сегодня урок проведу я. Меня зовут ... II - На предыдущем уроке вы познакомились со склонением количественных числительных. Тема, которой вы начали заниматься, является одной из самых трудных, поэтому и на сегодняшнем уроке мы будем отрабатывать склонение количественных числительных. Цель урока: уметь правильно употреблять количественные числительные в косвенных падежах. III -Начнём урок с небольшого повторения. (на доске) 8 - 16 - 70 - 857 - - Запишем число, классная работа. Ваша задача записать эти числа словами и объяснить их правописание (вызвать 1 уч-ся к доске, он записывает числительные словами). - Какие из этих числительных являются простыми? (восемь) - Какие являются сложными?(шестнадцать, семьдесят) -Какие являются составными?(восемьсот пятьдесят семь) - Сейчас запишем эти числительные в косвенных падежах. Для того чтобы избежать ошибок, будем работать, опираясь на материал, который я для вас подготовила. Давайте рассмотрим опорную запись, задание ?1 в дидактическом материале. Назовите, какие числительные склоняются так же, как числительное пять? (числит. от 5 до 20, 30) - Какие числит. склоняются так же, как числ. пятьдесят? ( числ. от пятидесяти до восьмидесяти) - Какие числит. склон. как числ. пятьсот? (числ. от пятисот до девятисот) - В чём особенность числ. от 50 до 80 и от 500 до 900? (склоняются обе части) - Какие числ. склоняются как числ. двести? (от двухсот до четырёхсот) - В чём особенность числительных 40, 90, 100? (окончание О, только в И. п. и В. п.) - Давайте поставим числительные, которые мы записали в косвенные падежи. Поставим восемь в Т. п.? (восьмью). Запишем в тетрадь (и т. д.). (на доске) (8 - восемь) - восьмью (16 - шестнадцать) - шестнадцати (70 - семьдесят) - семидесяти (857 - восемьсот пятьдесят семь) -восьмьюстами пятьюдесятью семью IV 1. - Обратимся к упражнению ? 410 (Бабайцева - практика, 2007 год). Мы устно работаем с первыми тремя предложениями (уч-ся читают). 1) В ста граммах семян бобов содержится до сорока пяти граммов растительного масла. 2) Бобы имеют стебель высотой до ста семидесяти сантиметров. На каждом стебле около двадцати - семидесяти плодов бобов, дающих около сорока - ста девяноста граммов семян с одного растения. Поэтому с гектара получают до пятидесяти центнеров семян бобов и до трёхсот восьмидесяти центнеров зелёной массы. 3) На юге разводят помидоры, каждый плод которых достигаетшестисот и даже восьмисот граммов. - Записываем второе предложение в тетрадь (после того, как запишут, ещё раз читают это предложение). 2. - Выполним ?2 в дидактическом материале. Читаем предложения, чётко проговаривая числительные (уч-ся читают). 1) Учитель пришёл в ужас от пятидесяти девяти ошибок, допущенных в диктанте. 2) Наша кошка - мать семидесяти восьми котят. 3) Старый ворон командовал стаей из семидесяти шести птиц. 4) Около семидесяти килограммов конфет раздали восьмидесяти трём малышам, после чего у восьмидесяти двух из них разболелись животы. - Ребята, какие предложения вызвали у вас улыбку? (2, 3) - Какие вызвали чувство огорчения?(1). - Запишем предложения в тетрадь (после записи - ещё раз читают). 3. - Сейчас работа устная. Найдите в дидактическом материале задание ?3. Мы будем знакомиться со старинными мерами веса, длины и денег. Иногда мы можем встретиться с такими словами в художественных произведениях. Ваша задача - прочитать предложения, правильно и чётко произнося числительное (уч-ся читают). Алтын - старинная монета, равная трём копейкам. Грош - старинная монета, равная двум копейкам. Пуд - мера веса, равная шестнадцати килограммам. Фунт - мера веса, равная четырёмстам граммам. Верста - мера длины, равная одному километру шестидесяти метрам. Сажень - мера длины, равная двум метрам тринадцати сантиметрам. Сажень также бывает: простая равная ста пятидесяти двум сантиметрам и маховая равная ста восьмидесяти семи сантиметрам. Аршин - мера длины, равная девятнадцати сантиметрам. Локоть - мера длины, равная от тридцати восьми до сорока шести сантиметров. Вершок - мера длины, равная четырём сантиметрам. (Ели время - пядь? расстояние между большим и указательным пальцем руки. ?Ни пяди земли не отдадим?. - Почему ?локоть? может равняться от 36 до 48 см?, т. к. ?локоть? - длина локтевой кости, а она у всех разная). Меру использовали, когда измеряли ткань). V - В течение всего урока мы много тренировались в склонении числительных, нам помогала опорная запись. Урок мы закончим самостоятельной работой. Каждый получит индивидуальную карточку. Вам нужно записать ответ в указ. падеже Например, от 19 вычесть 7, равняется 12 . Чему? =>(Д. п.), это будет двенадцати. За работу вы получите оценку. (пример карточки - на доске) Карточка ? 1 1. От 25 вычесть 12, равняется 13 (Д.п.) 2. К 716 прибавить 24, равняется 740 (Д.п.) VI - Открываем дневники и записываем домашнее задание - упражнение ? 410, с 4 упражнения до конца. VII - Склонение колич. числ - очень сложный процесс. На прошлом занятии и сегодня мы делали первые шаги. Как итог проведём блиц-опрос. Я называю числительное падеж, а вы называете числительное в указанном косвенном падеже. - 16 в Д. п? (шестнадцати) -60 в Р. п? (шестидесяти) - 32 в П. п? (тридцати двух) -18 Т. п? (восемнадцатью) VIII - Спасибо за работу. До свидания. Дидактические материалы: Задание ?1 пять пятьдесят пятьсот девяносто (5 - 20, 30) (50 - 80) (500 - 900) (40, 90) Р. п. Ç и Р. п. Ç и Ç и Р. п. Ç и Ç И. п. = В. п. -девяносто Д. п. Ç и Д. п.Ç и Ç и Д. п. Ç и Ç ам Р.п.=Д.п.=Т.п.=П.п=девяноста Т. п. Ç ью Т. п.Ç ью Ç ью Т. п.Ç ью Ç ами П. п. Ç и П. п. Ç и Ç и П. п. Ç и Ç ах сто двести (100) (200 - 400) И. п. = В. п. - сто Р. п. двухсот Р. п.= Д. п.= Т. п = П. п = ста Д. п. двумстам Т. п. двумястами П. п. двухстах Задание ?2 1. Учитель пришёл в ужас от 59 ошибок, допущенных в диктанте. 2. Наша кошка - мать 78 котят. 3. Старый ворон командовал стаей из 76 птиц. 4. Около 70 килограммов конфет раздали 83 малышам, после чего у 82 из них разболелись животы. Задание ?3 Старинные меры веса, длины, денег. Алтын - старинная монета, равная 3 копейкам. Грош - старинная монета, равная 2 копейкам. Пуд - мера веса, равная 16 килограммам. Фунт - мера веса, равная 400 граммам. Верста - мера длины, равная 1 километру 60 метрам. Сажень - мера длины, равная 2 метрам 13 сантиметрам. Сажень также бывает: простая равная 152 сантиметрам и маховая равная 187 сантиметрам. Аршин - мера длины, равная 71 сантиметру. Пядь - мера длины, равная 19 сантиметрам. Локоть - мера длины, равная от 38 до 46 сантиметров. Вершок - мера длины, равная 4 сантиметрам. Карточки: (ещё раз напомнить, что ответ - в Д.п.!!! Равняется чему?) карточка ?1 19 - 7 = 716 +24 = карточка ?2 956 - 26 = 618 + 13 = карточка ?3 11 + 58 = 713 - 59 = карточка ?4 144 - 12 = 190 + 413 = карточка ?5 335 + 144 = 560 - 346 = карточка ?6 956 - 130 = 14 + 29 = карточка ?7 618 + 13 = 34 - 12 = карточка ?8 713 + 46 = 147 - 53= карточка ?9 190 + 360= 250 - 56 = карточка ?10 190 -40 = 97 + 43 = | |
| | | | Морфологические и синтаксические признаки числительных | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|