Конспекты уроков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Конспекты уроков

Конспекты уроков по русскому языку и литературе
 
ФорумГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Горький. Легенда о Данко.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

Горький. Легенда о Данко. Empty
СообщениеТема: Горький. Легенда о Данко.   Горький. Легенда о Данко. Icon_minitimeПн Янв 26, 2009 8:42 pm

Автор: Яна Головкина.
Тема: «Подвиг во имя людей».


Цели:
обучающие: учить анализу образа героя
учить анализу пейзажа
развивающие: развивать умение анализировать,
уметь понимать художественные произведения
уметь сопоставлять разные образы
уметь сопоставлять тексты
воспитывающие: воспитывать любовь к классической литературе




Оборудование:
1. портрет М. Горького
2. распечатка
3. иллюстрация

I
- Здравствуйте, садитесь. Напомню, меня зовут ***. Мы продолжаем разговор о творчестве Максима Горького, сегодня мы будем знакомиться с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль», легендой о Данко. Тема нашего урока: «Подвиг во имя людей». Мы попробуем понять, о чём же нам хотел сказать автор своим произведением и ответить на вопрос: в жизни всегда есть место подвигу?
- Нужно обратить внимание на то, что легенда была написана в 1895 году, когда страна была в ожидании революции.
Конец 19 века был сложным временем для нашей страны. Нарастало революционное движение, социально - экономические и политические проблемы: запущенный аграрный вопрос, поражение в русско-японской войне, рост забастовочного движения.
Горький принимал активное участие в революционном движении. В том числе и в событиях в ночь с 8-9 января 1905 года, вошедшее в историю под названием «Кровавое воскресенье», когда царские войска расстреляли свыше 140 тысяч мирно шествующих петербургских рабочих, которые направлялись с петицией к царю. Свыше 1 тыс. человек было убито, 5 тыс. ранено. Этот день послужил началом революции.
Вместе с группой большевиков Горький участвовал в шествии рабочих к Зимнему дворцу и был свидетелем разгона демонстрации. В этот же день он написал воззвание «Ко всем гражданам и общественному мнению европейских государств», где обвинял министров и Николая II в «преднамеренном и бессмысленном убийстве множества русских граждан».
Во время восстания квартира Горького была центром, куда свозилось оружие для боевых действий и доставлялась вся информация.

II
- Как я уже сказала, легенда была написана в 1895 году, когда назревала революционная ситуация в стране. Почему Горький выбирает жанр легенды?
(Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко показать все лучшее, что может быть в человеке, а также не привлекая внимания властей показать существующую ситуацию в стране).
Горький не только участвовал в революционных событиях, но успел написать 91 произведение. С одним из них мы будем сегодня знакомиться. Это «Легенда о Данко». Легенда - ( от. лат. legenda) - народное предание о выдающемся событии или поступке героического человека. Особенность легенды в том, что её сюжет основан на реальных или допустимых фактах. Герой легенды может иметь прообраз в реальной жизни.
- Давайте познакомимся с самой легендой ( я читаю текст)
III

- «Легенда о Данко» созвучна с библейским преданием о спасении иудейского народа из египетского плена. Давайте послушаем это предание и посмотрим, что общего в легендах и чем они отличаются (я читаю текст).


IV
- В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко? (пишут сами в тетради, затем проверка)
(Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко)
-В чём различия? (записываем вместе)

Легенда о Моисее Легенда о Данко
безжизненная пустыня
помощь Господа
блуждали 40 лет
умирает в пути, не закончив своё дело
непроходимый лес
надежда только на себя

выводит из плена ценой своей жизни

Вывод: спас Господь «Данко спас всех один»


V

- Я прочитаю текст, и мы посмотрим, какими словами создаётся место событий (со слов «Там были болота и тьма..........» до слов «похоронную песню тем людям»)
(болота, тьма, густой лес, смрад, не видно неба, ...)
- Найдём художественные средства выразительности
( каменные деревья -эпитет; великаны-деревья - эпитет; цепкий ил - эпитет; кольцо тьмы -метафора (крепкой тьмы - эпитет); лес грозил и пел похоронную песню - олицетворение)
- Какова их роль?
(Эти люди обречены на смерть)
- Найдите слова и словосочетания, говорящие о чувствах людей, вынужденных жить среди болот и тьмы.
(«Плакали», «впали в тоску», «ослабли от дум»...)

VI
- Кто эти люди, как Горький создаёт образ героев?
(весёлые, смелые, сильные люди)
- Почему «сильные люди» не бились с врагами, давайте найдём в тексте и прочитаем стр. 104?
(«Это были всё - таки сильные люди, и могли они биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы....»)
- А как вы понимаете слово «заветы»?
(то, что передаётся из поколения в поколение: обычаи, обряды...)
- Как эти сильные, смелые люди превращаются в слабых, тихих, робких?
(злые духи леса, ядовитый смрад болот, трупы умерших - отчаяние)
VII
- Что мы узнали о главном герое?
(молодой, красивый, смелый, лучший из всех)
Как создаётся образ героя?
( авторская оценка)
- Давайте найдём в тексте слова фразы, которыми Данко заставляет людей действовать.
(«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец!»)
- Почему люди увидели в Данко «лучшего из лучших»?
(Они верили, что он сможет справиться с трудностями, почувствовали его уверенность. «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! – сказали они…»)
- Какое чувство испытывает Данко к людям?
(Когда толпа начинает роптать, он недоволен «вы только шли, как стадо овец», «в его сердце вспыхнуло негодование», но он любит мир и людей))
-Найдём в тексте объяснение, почему люди в «гневе обрушились на Данко». (Данко, который шел впереди их, вызывал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».)
- С каким чувством умирает герой, чем оно вызвано, что приобрели люди благодаря Данко?
(Он умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью.)
- Как проявляют себя люди по отношению к герою?
( «радостные и полные надежд... не заметили смерти ...» , они не осознали того, что для них совершили.)
- Как вы думаете чего опасался тот «осторожный человек», что наступил на сердце Данко?
(Люди привыкли жить в страхе и он боялся чего - то)
VIII
- Давайте рассмотрим иллюстрацию. Найдём в тексте слова, которые подходят к ней
( «вдруг он разорвал грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой)
- Какие иллюстрации предложили бы вы?

IX
- Какие чувства вызвал у вас финал повествования?
- Старухе Изергиль принадлежит высказывание: «В жизни… всегда есть место подвигу». Согласны ли вы с этим? (письм).
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
 
Горький. Легенда о Данко.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Конспекты уроков :: Конспекты уроков литературы :: 7 класс-
Перейти: