Конспекты уроков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Конспекты уроков

Конспекты уроков по русскому языку и литературе
 
ФорумГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Причастие (урок-обобщение)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

Причастие (урок-обобщение) Empty
СообщениеТема: Причастие (урок-обобщение)   Причастие (урок-обобщение) Icon_minitimeПт Янв 23, 2009 10:41 pm

Ход урока.


1) Сегодняшний урок я начну с обобщающего теста по теме «Причастие».
Перед вами на столах лежат распечатки с тестом. На его выполнение у вас 10 минут.

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:
1) люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
2) стро..щийся дом, иголки кол..тся
3) крас..щие вещества, травы стел..тся
4) пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:
1) дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
2) подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
3) та..щий снег, постро..ное здание
4) выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:
1) подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
2) не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
3) нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
4) ути..ая охота, кова..ая лошадь

4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:
1) ненавид..щие войну, мы не испорт..м
2) мягко стел..щий, разделяя..щий людей
3) та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
4) движ..мый ветром, окно занавеш..но

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
1,2
2,3
1,2,3
3,4

2) Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.


1. Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады. 11. Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.

Действительные страдательные
грохочущие придавленные
бьющиеся неукрощённое
успокоившиеся сжатые
бормочущее разъярённым
ломающихся придавлены
напиравшей сжаты
встретившее не укрощены
торжествующим разъярены

- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму)
- В чём состоит разница написания кратких и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н)


3) - Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. (2, 4, 8, 9)
- Перестройте 2 и 4 предложение так, чтобы получились сложные предложения.
№ 2. Набегали грохочущие волны, которые бились о подножие тороса
№ 4. Смолкли успокоившиеся волны, которые придавила тяжкая груда льда


4) Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами:
1. Гласные в приставках пре, при.
2. Чередующиеся гласные в корнях слов.
3. Не с причастиями.
- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами
(придавленные, напиравшей, неукрощённые)
- Может ли слово неукрощённые писаться с НЕ раздельно?
- При каком условии? (в краткой форме, если есть зависимое слово). Приведите пример (никем не укрощённые).


5) Урок наш мы завершим проверочным тестом.

1. Дополнить следующую формулировку.
Причастие – это ___________________, которая обозначает _______________________, отвечает на вопросы ____________________.

2. Выбрать правильное окончание данного утверждения.
Как член предложения причастие может быть ___
А) дополнение б) определение в) обстоятельство.

3. Написать, на какие группы делятся причастия:
1._____________
2._____________

4. Найти в приведенных примерах причастия и указать их номера:
1) зрелый 2) бегающий 3) бегать 4) пожелтевший 5) желтый 6) победа 7) победить 8) расколотый 9) соединивший 10) осенний

5. Указать номер признаков, которые доказывают, что слово «прекращающийся» является причастием
1) Отвечает на вопрос какой? 2) Имеет приставку пре- 3) Обозначает признак предмета по действию.

6. Найти в данном примере причастия и подчеркнуть и как члены предложения.
Высокий и прекрасный цветок, расцветший на заре и поднявшийся над утренним туманом, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим горячим блеском над остальными языками мира.

7. Указать номера словосочетаний со страдательным причастием:
1) на цветущей поляне 2) о движущемся поезде 3) расколотый орех 4) раскрашенная красками 5) опавшие листья.

8. Выбрать правильное объяснение каждого причастия:
Видящий- ___; убранный- ___; сказанное- ___; потрескавшийся- ___; протертый- ___
А – Это причастие действительное, так как оно обозначает признак предмета, который сам производит действие.
Б – Это причастие страдательное, так как оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

9. Вставить соответствующие суффиксы в следующие утверждения.
1. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы _______________________
2. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффиксы _______________________

10. Выбрать правильный ответ на вопрос.
Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида?
Да \ Нет
11. Определить, от чего образовано и в какой форме стоит каждое действительное причастие настоящего времени:
Берущего- ___; читающим- ___; стреляющую- ___; колющая- ___; поднимающей- ___.
1) от переходного глагола, в В.п., в ед. ч., в ж. р.
2) От непереходного глагола, в Т. п., в ед. ч., в ж. р.
3) От переходного глагола, в Т. п., мн. ч.
4) От переходного глагола, в В. п. или Р.п., в ед. ч., в м. р.
5) От переходного глагола, в Им. п., в ед. ч., в ж. р.

12. Указать глаголы, от которых образованы данные действительные причастия настоящего времени. Выделить основу причастий и глаголов.
Учитывающий - ___________________
Создающий - _____________________
Слушающий - _____________________

13. Выбрать суффиксы, с помощью которых образуются действительные причастия прошедшего времени:
-т-, -ущ-(-ющ-), -вш-, -енн-, -ем-, -ащ-(-ящ-), -им-.

14. Указать номера правильного ответа на вопрос.
Можно ли образовать действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида?
1) да 2) нет

15. Образовать от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Участвовать - _____________________
Надеяться - _______________________
Везти - ___________________________

16. Определить, от чего образовано и в какой форме стоит каждое действительное причастие прошедшего времени.
Висевшего - _________________________________
Верившими - ________________________________
Написавшую - _______________________________
Торопившаяся - ______________________________
Спешившей - ________________________________

17. Указать номера действительных причастий прошедшего времени:
1) заросший 2) готовящийся 3) шепчущийся 4) сохранившийся 5) подбирающий
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
 
Причастие (урок-обобщение)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Конспекты уроков :: Конспекты уроков русского языка :: 7 класс-
Перейти: