Конспекты уроков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Конспекты уроков

Конспекты уроков по русскому языку и литературе
 
ФорумГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин... убийца...?

Перейти вниз 
АвторСообщение
Кисёнок
Admin
Кисёнок


Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин... убийца...? Empty
СообщениеТема: А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин... убийца...?   А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин... убийца...? Icon_minitimeСб Янв 24, 2009 12:11 am

Цели урока

1.

Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа.
2. Показать важность эпизода в романе.
3. Осмыслить данный эпизод на более высоком уровне, по сравнению с первичным его восприятием.
4. Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.
5. Формировать умения:

а) извлекать необходимую информацию из различных источников;

б) соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;

в) анализировать текст;

г) создавать устные монологические высказывания;

д) аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному.

Эпиграфы к уроку

Не засмеяться ль им пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
<…>
Но шепот, хохотня глупцов…
И вот общественное мненье!
<…>
И вот на чем вертится мир.

А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.

На доске: “ О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю... все равно вы теряете все: расположение общества, карьеру, уважение друзей... попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась!”

М. Ю.Лермонтов. “Княгиня Лиговская”.

Ход урока

1. Слово учителя.

Рассмотрим эпиграф к 6-й главе.

Эпиграф взят из книги Петрарки “На жизнь мадонны Лауры”. Цитируя, Пушкин опустил средний стих, отчего смысл цитаты изменился. У Петрарки: “Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать”.

Причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости этого племени. С пропуском среднего стиха возникла возможность толковать причину небоязни смерти иначе, как следствие разочарованности и “преждевременной старости души”.
2. Беседа с классом.

1. Какое продолжение в 6 гл. находит мщение Онегина Ленскому?

* дуэль – тема нашего сегодняшнего урока.

Почему она закончилась трагически? Можно было бы обойтись без нее? Кто Онегин – убийца? – вот вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить в ходе урока.

Вспомним! С чего все началось? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны к Лариным, сказав, что будут только свои, Онегин согласился, а, попав на “пир огромный”, поклялся “Ленского взбесить”; танцевал с Ольгой целый вечер, тем самым вызвав ревность Ленского, который и вызвал Онегина на дуэль)

1. В строфах IV – VII появляется новое лицо. Кто это?

* Некто Зарецкий. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется.

1. Найдите, какую характеристику дает ему автор – повествователь?

(чтение текста)

Итак, этот человек – секундант.
2. Проверка домашнего задания: сообщение учащихся о том, что представлял собой дуэльный кодекс в XIX в.

Начнем с определения дуэли.

Дуэль – поединок.

В конце сообщения раздаются раздаточные листы (Приложение 1).
3. Работа в группах. Раздаются вопросы каждой группе: “Я – Онегин” и “Я – Ленский”. (Приложение 2)

Необходимо ответить на них и озвучить состояние каждого из дуэлянтов. Сделать вывод.
4. Просмотрите раздаточные листы (Приложение 1). Расскажите, по каким правилам проходит дуэль между Онегиным и Ленским. Нарушаются ли эти правила? Кто их нарушает?

Эти правила нарушает:

1. ЗАРЕЦКИЙ

* Почему? – видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей.
* Каким образом нарушает?

1. Обязан был предложить примирение – не сделал этого, так же, как и перед началом поединка.

2. Должен был составить письменные условия и строго следить за их выполнением – не сделал этого. Вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход.

3. Онегин выбирает в качестве секунданта слугу, и этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, т.к. секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь “закусывает губу” и ничего не говорит.

4. Мог объявить Онегина не явившимся. По прошествии 15 мин. “явившийся первым имел право покинуть место поединка, и его секунданты должны были составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника”.

Вывод: Зарецкий ведет себя не как сторонник строгих правил дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном (т.е. кровавом) исходе.

2.ОНЕГИН

* Каким образом нарушает?
* 1. Секундант - слуга Гильо.
* 2. Опаздывает на час.
* 3. Заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено.
* Почему? – возможно, чувствует несерьезность происходящих событий, свою вину, поэтому, может быть, сознательно идет на нарушения.

Почему Онегин не может отказаться от дуэли?

Вывод: Общественное мнение!!! Против собственного желания признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и “общественным мнением”, и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. Боязнь быть смешным и сделаться предметом сплетен.

Привести слова М. Ю. Лермонтова (на доске).

Итак, происходит убийство (убийство – преступное лишение жизни кого-нибудь).

Можем ли мы назвать Онегина убийцей? (убийца – это тот, кто совершает убийство).

Да, но убийцей…поневоле!!! (только теперь - запись темы на доске).

Онегин не выдерживает испытание дружбой.

Чем заканчивается дуэль? Кто-нибудь наказан?

* Cмертью, чего так хотел Зарецкий. Онегина не постигло наказание. Ленский похоронен вне кладбища, так, как хоронили на Руси самоубийц.

Итог: В 6 главе мы видим борьбу истинной природы Онегина с искусственно принятыми светскими канонами. Он “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”, но не делает этого.

Домашнее задание: 1. Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского).

2. Глава 7. Посещение дома Онегина Татьяной.

3. Как изображена Москва в 7 гл. Сравнить ее с грибоедовской Москвой, изображенной в “Горе от ума”.

(взято с http://festival.1september.ru/articles/518641/ )
Вернуться к началу Перейти вниз
http://konspekt.gip-gip.ru
 
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин... убийца...?
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый"

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Конспекты уроков :: Конспекты уроков литературы :: 9 класс-
Перейти: